23 марта 2015г.  на базе  МБОУ «Краснощёковская СОШ №1», пилотной по введению новых стандартов,  проведен методический семинар по теме «ФГОС ООО. Реализация ООП ООО – проблемы и их решение», на котором присутствовали  завучи и педагоги из школ центрального школьного округа.

Были обсуждены вопросы:

1.      Формирование УУД и совершенствование системы оценки достижения планируемых результатов (метапредметных) обучения в соответствии с ООП ООО школы- Беседина В.М.

2.      Практическая работа – Беседина В.М.

3.      Приемы развития и оценки сформированности  УУД учащихся – Гетман И.В.

4.      Основы  смыслового чтения  – Дурнева А.Н.

5.      Требования к уроку с позиций СДП –  Харламова Н.М.

Цель семинара:

Развитие методической компетентности  педагогов

—         в области формирования УУД,

—        системы оценки метапредметных результатов обучения,

—        системно-деятельностного подхода в обучении.

 

В ходе семинара были обсуждены  важные  вопросы  формирования УУД. Завуч Беседина В.М.  подчеркнула, что достижение цели развития УУД  как в начальной, так и в основной школе не является уделом отдельных предметов, а является обязательным для всех без исключения учебных курсов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Какие самые важные виды деятельности, формирующие УУД?

Это учебно-исследовательская  и проектная  деятельность.

Остановилась на Формах  организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях и внеурочной деятельности.

Базовые  УУД, подлежащие обязательному оцениванию в нашей школе:

—        — познавательные УУД: смысловое чтение как основа для развития умений работать с информацией;

—        —  регулятивные УУД: умение ставить цель, планировать деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль (по процессу и по результату) учебной деятельности;

—        —  коммуникативные УУД: умение работать в малой группе как основа для развития умений сотрудничества, продуктивного взаимодействия;

—        Измерение и оценка сформированности универсальных учебных действий осуществляются в рамках текущего, промежуточного и итогового оценивания на основе:

—             — результатов выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;

—            — результатов выполнения предметных (на материале различных учебных предметов) учебных и учебно-практических (в том числе проектных) задач, для которых универсальные учебные действия выступают в качестве инструментальной основы (средства решения);

—            — результатов выполнения комплексных заданий на межпредметной основе;

—            — результатов (продуктов), достигнутых учащимися во внеурочной деятельности.

Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

—         стартовой диагностики (админ., учителя);

—        текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

—         промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

—        текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

—         защиты итогового индивидуального проекта );.

В ходе практической  групповой  работы была спланирована технология организации системы оценки метапредметных результатов в школе.

 

«Приемы развития и оценки сформированности УУД обучающихся»

По данной теме выступила учитель ИЗО Гетман И.В.:  Как развивать УУД ?  что развивать? ( внутренняя позиция школьников, адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение); регулятивные ( принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение); познавательные –использование знаково- символических средств, действие моделирования, широкий спектр логических действий);  коммуникативные –(учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условие деятельности в речи)

Были даны  рекомендации по развитию личностных УУД: Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.В жизни ребенка взрослый — это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.Организуя учебную деятельность по предмету,  учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Познавательных УУД :Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) — пример — значение материала).

Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативных УУД: Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которому вы будете причислять дополнительный балл.

Организовывая групповую работу или работу в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.),  переспрашивать, уточнять.

Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Регулятывных УУД: Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

Научите ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

Подробно были описаны приемы и формы контроля (Оценочное суждение,

расширение поля отметок, знакомство с критериями,рейтинг,кредит доверия,

своя валюта (на уроках вводится своя «денежная» единица),наработка критериев оценивания.

Дана характеристика системной  оценке личностных, метапредметных и предметных результатов.

А так-же Ирина Васильевна рассказала о преимуществе рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся.

 

Основы смыслового чтения

Этот вопрос осветила Дурнева А.Н.

В ФГОС (федеральном  государственном  образовательном  стандарте), отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель смыслового чтения:

-максимально точно и полно понять содержание текста,

-уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

-внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например,«ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Процесс чтения состоит из трех фаз

Первая фаза (предчтение)

-это восприятие текста

— раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание.

Вторая фаза (чтение)

-это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.

Третья фаза (постчтение)

-это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления

 

В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

— осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

-определением основной и второстепенной информации;

— формулированием проблемы и главной идеи текста.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

Составляющие части смыслового чтения в структуре  УУД:

— в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

— в регулятивные УУД — принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

-в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

 

Стратегии чтения

Путь и программа действий чтеца называются стратегией чтения.Есть   ряд   наработок по формированию различных читательских    стратегий, освоение     которых   значительно улучшит качество обработки прочитанного текста.   Овладение стратегиями  происходит преимущественно в группах или парах, что     позволяет     выработать   у     учеников не  только речевую, но и коммуникативную компетентность.

Стратегия № 1. Направленное чтение

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

Стратегия №2.  Чтение в парах – обобщение в парах

Цель: сформировать умение выделять     главное, обобщать     прочитанное   в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

Стратегия № 3.Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Стратегия № 4. Дневник двойных записей

Цель: сформировать умение задавать вопросы во   время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

 

Уровни сформированности навыка смыслового чтения

 

Навык смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение главного, анализ материала, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение и т. д.

Текст  для проведения диагностики смыслового чтения должен:

-содержать материал, знакомый учащимся;

-исключать понятия, термины, еще не усвоенные учащимися;

-иметь несложную структуру

При подготовке заданий с использованием ИКТ перед учителем стоят следующие задачи:

-определить цель;

-обозначить УУД,  необходимые для достижения поставленной цели;

-подобрать информационные источники или создать собственные.

Основной информационный источник — учебник.

-подобрать ИКТ-средства, которые помогут  обучающимся  при выполнении задания.

-разработать задания, формирующие смысловое чтение текста.

-разработать систему оценивания.

 

Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного  нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи школьных предметов.

 

Требования к уроку с позиций СДП – выступила Харламова Н.М.

ФГОС  ориентирует образование на  достижение нового качества, адекватного  современным  запросам личности,  общества и государства.

Отличительной особенностью нового стандарта является его  системно-деятельностный подход , ставящий главной   целью  развитие  личности  учащегося.   В  соответствии с предлагаемой  моделью   ключевым является ориентация на  способность не заучивать, а применять  знания.

Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию

Вся учебная деятельность должна  строиться на основе деятельностного  подхода, цель которого заключается в  развитии личности обучающегося на основе  освоения универсальных способов  деятельности.

Уроки должны строиться по совершенно  иной схеме. Ученик не может развиваться  при пассивном восприятии учебного  материала.

Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса.

Требования к современного уроку

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков;

Изменяются и технологии обучения.  Внедрение ИКТ открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

При подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС учителю следует учитывать следующие требования:

четкое формулирование цели;

— определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

— прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков;

— выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

— выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,

— урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

— учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

— создание условий успешного учения учащихся.

При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы.

Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха.

Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа

Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения.

 

 

Формы контроля за учебной деятельностью школьников

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы.

При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД.

Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, можно предложить ребятам использовать сигнальные карточки разного цвета («зеленый» — у меня все получилось; «желтый» — у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» — SOS, я не смог выполнить задание).

Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

 

Этапы конструирования  урока:

Определение темы учебного материала.

Определение дидактической цели темы.

Определение типа урока:

урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

урок закрепления новых знаний;

урок комплексного применения знаний, умений и навыков;

урок обобщения и систематизации знаний;

урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Продумывание структуры урока.

Обеспеченность урока.

Отбор содержания учебного материала.

Выбор методов обучения.

Выбор форм организации педагогической деятельности

Оценка знаний, умений и навыков.

Рефлексия урока.

Дидактическая структура  урока

Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.

Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, мотивация.  актуализация знаний.

Сообщение нового материала.

Решение учебной задачи.

Усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль тестом).

Закрепление изученного материала.

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль).

Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Цель — один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

Задача — данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов — «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.

Современный урок будет результативным, если

На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.

Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.

Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.

Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.

Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие  успехи.

На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.

«Высшим пилотажем» в проведении урока и идеальным воплощением новых стандартов на практике будет урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Плюсы современного урока

Планирование воспитательной функции урока.

Комплексное планирование задач урока

Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

Практическая направленность учебного процесса.

Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.

Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, ТСО)

Дифференциация домашних заданий.

Знание и применение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

Общение —  сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Современный урок  — это урок-познание,  открытие, деятельность, противоречие,  развитие, рост, ступенька к знанию,  самопознание, самореализация,  мотивация, интерес, профессионализм,  выбор, инициативность, уверенность,  потребность в новых знаниях, открытиях.

По результатам семинара приняты определенные решения.

0

Автор публикации

не в сети 3 недели

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 761Регистрация: 28-06-2017